В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Законодательство о некоммерческих организациях. Основными нормативными актами, регулирующими правовое положение не­коммерческих организаций, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммер­ческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ)2, предусматривающие общие положения, распространяющиеся на все формы некоммерческих организаций. Наряду с ними существу­ет перечень специальных федеральных законов, в которых присут­ствует дополнительная регламентация отдельных форм некоммер­ческих организаций. К их числу относятся: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в российской Федерации)» (в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ)1, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)2. Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат3, негосударственных пенсионных фондов4, Центрального банка РФ (Банка России)', объединений работодателей6. Сравнительно недавно, 3 ноября 2006 г., принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях»'.
Перечень федеральных законов, определяющих статус неком­мерческих организаций, можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Важно другое: статус некоммерческих орга­низаций как субъектов гражданского права определяется актами федерального уровня. По мнению авторов Концепции развития корпоративного законодательства, в настоящее время открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих орга­низаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций. Так, число зарегистрированных некоммерческих организаций уже превысило в три раза число созданных акционерных обществ.
Понятие и признаки некоммерческой организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК некоммерческая организация - это юридическое ли­цо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности из­влечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль ме­жду участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, обра­зовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Законодатель указывает на два основных признака некоммер­ческих организаций.
Первый - отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Второй - полученная прибыль не может быть распределена между участниками неком­мерческой организации.
В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности некоммерческой организации от не­основной. Многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от предпри­нимательской деятельности.
В литературе указывается на неубедительность известного спо­соба деления юридических лиц на коммерческие и некоммерче­ские организации. Отмечается, что проблема состоит не столько в выборе подходящих критериев разграничения, сколько в после­довательном их применении к тем или иным видам юридических лиц1. Примером такой непоследовательности законодателя является потребительский кооператив. Согласно п. 5 ст. 116 ГК доходы, по­лученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и ус­тавом, распределяются между его членами.
Перечисленные недостатки понятия некоммерческой органи­зации вынуждают ученых и практиков искать альтернативные конструкции их обособления, например, деление на предприни­мательские (прибыльные) и непредпринимательские (бесприбыль­ные) организации2.
Организационно-правовые формы некоммерческой организации. Некоммерческие организации могут создаваться в организацион­но-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК). Это оз­начает, что перечень организационно-правовых форм некоммер­ческих организаций не является исчерпывающим.
Гражданский кодекс РФ называет пять организационно-право­вых форм некоммерческих организаций: потребительские коопе­ративы, общественные и религиозные организации (объедине­ния), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассо­циации и союзы). Специальные законы заметно расширяют данный перечень организационно-правовых форм.
Закон о некоммерческих организациях дополняет перечень тремя формами некоммерческих организаций: государственная корпорация, некоммерческое партнерство, автономная некоммер­ческая организация.

Закон о потребительской кооперации называет в качестве са­мостоятельных форм некоммерческих организаций потребитель­ские общества и потребительские союзы.
Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законода­тельства Российской Федерации о нотариате» регламентирует дея­тельность нотариальных палат.
Закон об общественных объединениях определяет статус об­щественных организаций, движений, фондов, учреждений, орга­нов общественной самодеятельности и политических партий.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садовод­ческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»1 допускает создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокат­ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2 оп­ределяет статус коллегий адвокатов, адвокатских палат субъек­тов Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ регламентирует правовое положение товариществ собственников жилья.
Специальные законы приняты в отношении торгово-промыш­ленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Централь­ного банка РФ (Банка России), объединений работодателей и др.
Не всегда организационно-правовая форма отражает коммерче­ский или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Например, форма некоммерческого партнерства представля­ется довольно близкой по своей природе к обществу с ограничен­ной ответственностью. При этом нельзя смешивать форму юриди­ческого лица и техническое название организации: биржа, коммер­ческий банк, центр и т. д. С этой точки зрения фондовая биржа не является организационно-правовой формой.
Законодательство о некоммерческих организациях страдает противоречивостью в отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Так, в силу п. 2 ст. 50 ГК некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений). В свою очередь, Закон об общественных объединениях (ст. 7) дифференцирует организационно-правовые формы общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в од­ной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; обшественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Не случайно в концепции развития корпоративного законода­тельства недвусмысленно заявлено о необходимости установить в Гражданском кодексе исчерпывающий перечень организацион­но-правовых форм некоммерческих организаций. Можно не со­глашаться с таким предложением, но факты - упрямая вещь. В этой части регулирования обнаруживается беспорядок.
Классификация некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным крите­риям:

  • по форме собственности;
  • правам учредителей (участников) в отношении некоммерче­ских организаций или их имущества;
  • наличию института членства;
  • присутствию иностранного элемента;
  • территориальной сфере деятельности.

Коротко рассмотрим основные виды организаций.
В зависимости от формы собственности некоммерческие орга­низации делятся на публичные (государственные и муниципаль­ные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные (все остальные).
Согласно п. 2 ст. 48 ГК учредители (участники) некоммерче­ской организации, как и иных юридических лиц, могут иметь обя­зательственные права в отношении некоммерческой организации или вещные права на ее имущество либо не иметь каких-либо имущественных прав. Так, учреждения и Банк России не являются собственниками вверенного им имущества, право собственности сохраняется за их учредителями. Участники потребительских коо­перативов и некоммерческих партнерств приобретают обязательст­венные права в отношении самих некоммерческих организаций, утрачивая при этом право собственности на переданное имущест­во. Не имеют ни вещных, ни обязательственных прав учредители фондов и автономных некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы потребительских кооперати­вов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), това­риществ собственников жилья, иных организации подразумевают членство их участников (учредителей), тогда как, например, в фондах и автономных некоммерческих организациях такой ин­ститут исключен.
Наличие (отсутствие) иностранного элемента и его размер по­зволяет выделять национальные некоммерческие организации, с иностранным участием, а также иностранные некоммерческие организации.
В зависимости от территориальной сферы деятельности неко­торые некоммерческие организации (например, общественные ор-


ганизации) можно подразделить на международные, общероссий­ские, межрегиональные, региональные и местные.
Правоспособность некоммерческих организаций. Все некоммер­ческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствую­щих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами. Таким образом, по общему правилу объем специ­альной правоспособности каждой некоммерческой организации зависит от воли ее учредителей, которые определяют цели и виды деятельности некоммерческой организации. На практике при соз­дании некоммерческой организации зачастую нет четкого пред­ставления обо всех будущих направлениях ее деятельности. По этой причине учредители стремятся указать максимальный пере­чень целей и видов деятельности, доходя порой до абсурда.
Коммерческим организациям законодательство предоставляет широкие возможности в части выбора наиболее эффективного ва­рианта поведения с точки зрения цели предпринимательской дея­тельности (получения прибыли). Такие возможности обеспечивают­ся наделением коммерческих организаций рядом свобод, и прежде всего широкой, практически неограниченной правоспособностью. Юридическим лицам, созданным не для получения прибыли, спо­собность иметь любые права и принимать на себя любые обязан­ности не только не нужна, но может оказаться опасной, ибо соз­дает потенциальные условия для уклонения их от целей, ради ко­торых они образованы. Кроме того, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками гражданского (доба­вим - предпринимательского) оборота. Выступление их в роли са­мостоятельных юридических лиц обусловлено в первую очередь необходимостью материального обеспечения основной деятельно­сти, не связанной с осуществлением предпринимательства.
Право некоммерческих организаций (как и коммерческих) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо полу­чение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными пра­вовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением двух требований:
а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы;
б) характер деятельности должен соответствовать этим целям.
Доходы, полученные в результате осуществления предприни­мательской деятельности, направляются на достижение целей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой

организации. Надо согласиться с тем, что в современных услови­ях ни одно юридическое лицо не может существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль используется неком­мерческой организацией на покрытие расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, ради которой она была образована.
Развивая положения Гражданского кодекса РФ, Закон о не­коммерческих организациях устанавливает, что предпринима­тельской деятельностью некоммерческой организации признают­ся приносящее прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24). Некоммерческие орга­низации в интересах достижения целей, предусмотренных их уч­редительными документами, вправе создавать другие некоммер­ческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Закона).
Законом могут предусматриваться ограничения видов деятель­ности, которыми вправе заниматься некоммерческие организа­ции, в том числе по поводу осуществления предпринимательской деятельности (п. 1,2 ст. 24 Закона о некоммерческих организа­циях). Это правило корреспондирует с нормами п. 3 ст. 55 Кон­ституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК, устанавливающими, что граждан­ские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все правовые ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций следует разделить на две основные группы: прямые и косвенные.
Прямые ограничения предполагают наличие четких норматив­ных запретов. Например, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерально­го закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»1 не допускается деятельность политических партий и их структур­ных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов), запрещается вмешательство полити­ческих партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Косвенные ограничения, как правило, исключают возможность некоммерческих организаций совершать определенные действия (деятельность) посредством указания на исчерпывающий перечень иных субъектов соответствующих отношений. Так, некоммерческие организации не могут быть участниками полных товари­ществ и полными товарищами в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК), стороной договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК) и простого товарищества, заключенного для осущест­вления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК). Исключается деятельность некоммерческих организаций в качест­ве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), а также кредитной организа­ции (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) и пр.
Некоммерческие организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и видам их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК, а в некото­рых случаях могут послужить поводом для ее принудительной ли­квидации (п. 2 ст. 61 ГК).