В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Понятие и основные цели приватизации

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскры­вает ее существенных признаков.
Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: орга­низационно-техническом, экономическом, юридическом и др.
В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целена­правленных действий субъектов приватизации по передаче объ­ектов государственной и муниципальной собственности в част­ную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государ­ства и муниципальных образований в установленных порядке и формах'. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотре­ны ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «соб­ственность». С точки зрения экономической теории собствен­ность - это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения произ­водства, обмена, распределения, потребления. Приватизация яв­ляется способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следую­щих моментах. Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обя­занности и ответственность участников приватизации и т. д.
Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает прива­тизацию как производный способ приобретения права собствен­ности. Переход права собственности объектов приватизации опре­деляется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; до­говор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК).
На наш взгляд, термины «способ» и «основания» - не синони­мы. Так, к производным способам приобретения права собствен­ности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества Причем договор купли-продажи - не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фак­тов. За решением следует заключение и исполнение договора куп­ли-продажи объекта приватизации. Далее договор между продав­цом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственно­сти у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В ча­стности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено зако­ном. В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собствен­ности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества - договор купли-продажи недви­жимого имущества, а также передаточный акт или акт прие­ма-передачи имущества.
В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соот­ветствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имуще­ство.
Приватизационный процесс - сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государст­венного или муниципального предприятия путем его преобразова­ния (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы. В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что пре­образование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности1. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения. Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) - само­стоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реор­ганизация) осуществляется по собственным правилам. Покупа­тель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и не­имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством. Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть пре­дусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отли­чать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосудар­ствление можно коротко охарактеризовать как ослабление мо­нополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные органи­зационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превра­щается в частную. В свою очередь, коммерциализация пред­ставляет собой реорганизацию государственных и муниципаль­ных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.
В экономической литературе было высказано мнение о широ­кой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А. Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным пред­приятием без отчуждения имущественных прав на основе подря­да, аренды и других договоров3. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.
Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению мас­штабов деятельности государства либо по усилению роли частно-го сектора в предпринимательской деятельности1. Названный уче­ный включает в понятие «приватизация» мероприятия по усиле­нию ориентации общества на частые интересы.
Итак, приватизация - это совокупность мероприятий.
Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматрива­ют тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграж­дения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое на­ходилось у власти во Франции в 1986-1988 гг., была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах. Подоб­ную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.
С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в уз­ком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отноше­ний и т. д.). Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты. В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма слож­но очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.
Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В на­стоящее время действует Государственная программа приватиза­ции, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084). К числу таких целей относятся:
а) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной
перестройки экономики;
б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
в) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;

г) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
д) привлечение в производство инвестиций, включая ино­странные;
е) содействие в реализации мероприятий по социальной за­щите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факто­ров. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образова­ниями, физическими и юридическими лицами).
Итак, приватизация государственного и муниципального имуще­ства представляет собой один из способов распределения (пере­распределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственно­сти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образо­ваний, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государст­венной программе приватизации.