В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Процедуры несостоятельности (банкротства)

I. Процедура несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введенияПонятие процедуры банкротства. Законодатель, реализуя попытку придать адекватную правовую форму от­ношениям, складывающимся между должником и его кредитора­ми в связи с несостоятельностью первого, структурировал нормы, помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, посвя­щенные наблюдению, финансовому оздоровлению и другим про­цедурам. Вместе с тем, используя понятие «процедура (процеду­ры) банкротства», основной нормативно-правовой акт в рассмат­риваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым перечислением этих процедур.
Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется - «Процедуры банкротства», закрепляет, что при рас­смотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное про­изводство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое согла­шение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.
Процедура банкротства - это в первую очередь порядок осу­ществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на последнего. Но что конкретно реализу­ется в рамках этого порядка? Можно утверждать, что практически все дозволенные законом варианты воздействия на должника ук­ладываются в понятие «меры (мероприятия), применяемые к долж­нику». Все многообразие отношений в сфере банкротства можно свести к трем группам:
а) определение того, имеются ли основания для «помещения» субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности,
или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;
б) при наличии последних - применение к нему определенных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имуще­ства, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и раздел его активов и т. д.);
в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования в конкурсных процессах, и т. п.).
Воздействие на должника на разных этапах производства по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер. При возбужде­нии производства по делу - это первоначальные охранительные и обеспечительные меры (наложение арестов на имущество долж­ника, отстранение его от управления активами, введение сторон­него наблюдателя, установление истинного финансово-экономи­ческого положения и т. д.), при наличии вывода о возможности восстановления платежеспособности - мероприятия по восстанов­лению платежеспособности (те, что перечислены в ст. 109 Закона о несостоятельности, плюс мораторий на удовлетворение требова­ний кредиторов, плюс возможность отказаться от убыточных или низкорентабельных договоров должника' и признать недействи­тельными часть его сделок), наконец, при принятии решения о признании должника банкротом - ликвидационные меры (выяв­ление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического ли­ца - банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и дру­гих мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.
Таким образом, процедура банкротства - это установленный правовыми актами порядок применения допустимых законода­тельством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным. Можно утверждать, что соотношение процедур банкротства и мер, применяемых к должнику, строится во многом как взаимосвязь формы и содер­жания. Применение мер, мероприятий к должнику составляет фактическое содержание правоотношений, имеющих место в свя­зи с открытием конкурсного процесса. Процедуры банкротства, по сути, являются правовыми формами организации и примене­ния мер к должнику.
Цели и основания введения процедур банкротства. Цель введе­ния той или иной процедуры банкротства - упорядочить, орга­низовать применение тех или иных мер к неисправному долж­нику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст. 67, 69, 70, 109), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п. 1 ст. 84). А такая тради­ционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требова­ний кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем самым предлагают реализовать комплекс «наполняющих» ее мер. Другими словами, выражение «применить (применение) проце­дуру банкротства» (абз. 11 - 15 ст. 2 Закона) может восприни­маться как применение сопровождающих ее введение (открытие) мероприятий. Последние же применяются в строго определен­ных целях, например, перепрофилирование производства, взы­скание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления - в целях восстановления платежеспособности должника.
Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установ­ленного законом субъекта (органа), а материальным основани­ем - факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и по­зволяет принять такое решение. В частности, для введения про­цедуры внешнего управления формальными основаниями яв­ляются решение первого собрания кредиторов и (или) определе­ние арбитражного суда (ст. 75 Закона), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспо­собности, подтвержденная решением первого собрания кредито­ров или наличием оснований полагать это, выявленных арбит­ражным судом самостоятельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).