В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Субъекты малого предпринимательства

Малое предпринимательство (бизнес) - важный и необходимый элемент рыночной экономики. В промышленно развитых странах Европы малый и средний бизнес играют ключевую роль в устой­чивом росте национальной экономики и повышении благосостоя­ния граждан. И не только. «Азиатское экономическое чудо» так­же во многом обязано малому предпринимательству. Почти все страны Юго-Восточной Азии (за исключением Северной Кореи) осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предприни­мательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны. Впечатляющие цифры!
В Российской Федерации соответствующие показатели разви­тия малого предпринимательства значительно ниже. Так, в общем объеме общественного производства России вклад малого пред­принимательства, по данным на 2000 г., составил от 0,5 до 1,0%. Не наблюдается заметного улучшения соответствующих показате­лей и в последние годы.
Причины здесь разные. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса в России явля­ются прежде всего административные и экономические барьеры: коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные про­верки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты и т. д.  И не только.
Несовершенство действующего законодательства также сдер­живает развитие малого предпринимательства в России. Не слу­чайно основным элементом современной государственной поли­тики, проводимой в отношении российского малого предприни­мательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды малого бизнеса. Это положение нашло отражение в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной 19 декабря 2001 г. на заседании Государственного совета РФ.
Возможно, по этой причине ряд ученых пришли к выводу о том, что «ставка на малые предприятия... ошибочна, если речь идет о национальной экономической безопасности». Выходит, что опыт развития малого бизнеса на Западе для России не пока­зателен. Россия - особая страна!
Малое предпринимательство (бизнес) - вид предприниматель­ской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве (п. 1 ст. 2 ГК). Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает со­вокупностью количественных и качественных показателей (при­знаков). С количественной точки зрения - это размеры малых предприятий, которые зависят от специфики отраслей, их техно­логических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи­тельными объемами производства, и отрасли, для которых не тре­буются большие размеры предприятий. Соответственно именно здесь малые их размеры оказываются предпочтительнее. Таким образом, малое предпринимательство предопределяется объектив­ными факторами и в первую очередь спецификой отрасли произ­водства.
Наряду с количественными показателями малого предприни­мательства в литературе называют качественные показатели. К ним относятся: высокая степень неопределенности в деятель­ности малых предприятий, высокая способность к внедрению ин­новаций, постоянное развитие и др.

Малые предприятия есть субъекты предпринимательской дея­тельности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 2 фев­раля 2006 г. № 19-ФЗ) под субъектами малого предпринимательст­ва понимаются как коммерческие организации, так и индивиду­альные предприниматели4. При этом надо отметить, что:

а) понятие «малое предприятие» нельзя рассматривать в каче­ стве организационно-правовой формы коммерческой организа­ ции. Статья 50 ГК устанавливает исчерпывающий перечень таких форм;
б) термин «малое предприятие» носит условный характер, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 132) предприятие является объектом прав;
в) исходя из смысла ст. 3 Закона о малом предпринимательстве субъектами малого предпринимательства не могут быть неком­ мерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы. На наш взгляд, вряд ли такое ограничение оправ­ данно.
Строго говоря, нельзя признать в качестве субъектов малого предпринимательства и крестьянские (фермерские) хозяйства, ко­торые являются коллективными образованиями без статуса юри­дического лица.
Закон о малом предпринимательстве называет основной кри­терий для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предпри­ятиям. Это - количественные показатели в деятельности малых предприятий: средняя численность работников за отчетный пери­од в зависимости от сферы предпринимательской деятельности. Указанная средняя численность работников не должна превышать следующих предельных уровней:
в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 че­ловек;
в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов дея­тельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособ­ленных подразделений данного юридического лица.
Действующее законодательство о малом предпринимательстве отказалось от использования другого количественного показате­ля - объем хозяйственного деятельности, коммерческого оборота. Однако в литературе было высказано мнение о необходимости вернуться к использованию этого показателя в оценке малого предприятия. Более того, предлагается (с учетом отечественного и зарубежного опыта) считать предприятие малым с численно­стью работников 20 человек и с годовым оборотом 300 тыс. МРОТ.

По мнению В. А. Семеусова, в Законе «О предприятиях в СССР» были названы более целесообразные критерии опреде­ления статуса малого предприятия: численность работников и объем хозяйственного оборота. Одним словом, вопрос о крите­риях (показателях) оценки малого предпринимательства до сих остается открытым.
Применительно к коммерческим организациям Закон о малом предпринимательстве (ст. 3) применяет второй критерий для от­несения их (коммерческих организаций) к малым предприятиям: относительная экономическая независимость от других лиц - Российской Федерации, ее субъектов, общественных и ре­лигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. В силу ст. 3 Закона субъекты малого предпринима­тельства ~ это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия публичных образований и общественных формирований не превышает 25%, а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Как видно, с формальной точки зрения нельзя считать малы­ми предприятиями такие формы коммерческих организаций, как хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия. Хозяйственные товарищества имеют складочные капиталы, производственные кооперативы - паевые фонды. Что касается унитарных предприятий, то они находятся в полной (100%) зависимости от публичных образований. Поэто­му вполне обоснован вывод о том, что государственные и муни­ципальные унитарные предприятия не могут быть малыми пред­приятиями. Однако такого рода законодательные ограничения вызывают справедливую критику со стороны ученых и практиков. Действительно, разве можно, руководствуясь лишь формаль­ными требованиями Закона о малом предпринимательстве, ис­ключить из числа малых предприятий хозяйственные товарищест­ва и производственные кооперативы? Законодатель не учел, что кроме уставного капитала коммерческих организаций существует складочный капитал хозяйственных товариществ и паевые фонды производственных кооперативов. На наш взгляд, в целях устране­ния указанного несогласования надо внести соответствующие из­менения в Закон о малом предпринимательстве.
Законодательство о малом предпринимательстве представляет собой совокупность (комплекс) нормативных правовых актов раз-личной юридической силы и отраслевой принадлежности. Несмотря на то что в Гражданском кодексе РФ малые предприятия не названы, тем не менее акты гражданского законодательства, включая и Кодекс, образуют основу частноправового регулирова­ния малого предпринимательства. Второй блок составляют норма­тивные правовые акты публичного права (административного, бюджетного, налогового и др.). Особое место в российском зако­нодательстве о малом бизнесе занимают акты законодательства о государственной поддержки малого предпринимательства. По своему содержанию это законодательство носит в целом публич­но-правовой характер.
Законодательство о государственной поддержке малого пред­принимательства состоит не только из актов федерального уров­ня. В силу п. 1 ст. 1 Закона о малом предпринимательстве госу­дарственная поддержка малого предпринимательства в Россий­ской Федерации осуществляется также в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Например, 28 июня 1995 г. были приняты: Закон города Москвы «Об основах малого предпринимательстве в Москве»; 25 ноября 1996 г. - Закон Санкт-Петербурга «О мерах государственной под­держки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге»; 14 ап­реля 1997 г. - Закон Свердловской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области». Таким образом, законодательство о государственной поддерж­ке малого предпринимательства - составная часть законодательст­ва о малом предпринимательстве. В связи с этим можно говорить об относительно самостоятельном институте законодательства о малом предпринимательстве, сочетающем нормы публичного и частного права.
В литературе были высказаны предложения о совершенствова­нии законодательства о малом предпринимательстве. В частности, предлагается внести изменения и дополнения в Гражданский ко­декс РФ, указав в нем на правовой статус малых предприятий1. Вряд ли такое предложение приемлемо, принимая во внимание идеологию и логику построения Кодекса; в конечном итоге это понимает автор данного предложения.
Малые предприятия - это не продукт цивилистической мыс­ли, поэтому им нет и не может быть места в лоне Гражданского
кодекса.
Другой вопрос - о согласованности норм, регулирующих от­ношения в сфере малого предпринимательства. Проиллюстрируем сказанное на двух примерах. Так, в силу ст. 4 Закона о малом предпринимательстве субъект малого предпринимательства с мо­мента подачи заявления установленного Правительством РФ об­разца регистрируется и получает соответствующий статус в орга­нах исполнительной власти, уполномоченных действующим зако­нодательством. Однако поскольку такой образец заявления не был утвержден, а соответствующий орган не был уполномочен, малые предприятия регистрировались в общеустановленном по­рядке.

Закон о регистрации юридических лиц не предусматривает ка­ких-либо особенностей в порядке регистрации малых предпри­ятий.
Имеется некоторая несогласованность между нормами Закона о малом предпринимательстве и нормами Налогового кодек­са РФ. Так, глава 26.2 НК, устанавливая упрощенную систему на­логообложения, содержит иные критерии определения малого предпринимательства. Согласно п. 2 ст. 346.12 НК организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообло­жения, доход от реализации не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость). Кроме того, Налоговый ко­декс РФ вводит дополнительные ограничения для перехода на упрощенную систему налогообложения. В частности, не вправе применять такую систему налогообложения организации и инди­видуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек1. Другой ограничение: Кодекс не относит к субъектам применения упрощенной системы налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных акти­вов превышает 100 млн руб. Для целей налогообложения не явля­ются малыми предприятиями: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударствен­ные пенсионные фонды; инвестиционные фонды и другие хозяй­ствующие субъекты.
Мы согласны с мнением о том, что понятие «субъект малого предпринимательства» должно быть единым для всего круга пуб­лично-правовых отношений, связанных с поддержкой малого предпринимательства. Именно в данном направлении следует развивать действующее законодательство о малом предпринима­тельстве в России.
Порядок создания и ликвидации малых предприятий. Как отме­чалось выше, малые предприятия могут быть образованы в раз­личных формах коммерческой организации. Поэтому общий по­рядок создания юридических лиц применяется к малым предпри­ятиям с учетом особенностей создания отдельных видов коммерческих организаций.
Малые предприятия приобретают свой статус с момента госу­дарственной регистрации юридического лица или индивидуально­го предпринимателя. Законодательство не предусматривает ка­кой-либо специальной регистрации; нет и отдельного реестра ма­лых предприятий.
Общие правила гражданского законодательства применяются также к процедуре ликвидации малых предприятий. Применительно к индивидуальным предпринимателям, крестьянскому (фермерско­му) хозяйству Федеральным законом от 22 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 18 июля 2006 г. № 116-ФЗ) предусмотрены особенности их банкротства (ст. 214—222)2 (далее - Закон о несостоятельности 2002 г.).
В литературе было высказано мнение о необходимости вве­дения в законодательный оборот упрощенной процедуры лик­видации малых предприятий3. С таким мнением следует согла­ситься.

Формы государственной поддержки малого предпринимательства. Закон № 88-ФЗ (ст. 6) называет следующие формы (направле­ния) государственной поддержки малого предпринимательства:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
создание льготных условий использования малыми предпри­ятиями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разрабо­ток и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов ма­лого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сер­тификации их продукции, представления государственной стати-стической_и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности малых пред­приятий, включая содействие развитию их торговых, научно-тех­нических, производственных, информационных связей с зарубеж­ными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации кадров для малых предприятий.
Каждое их перечисленных направлений - предмет самостоя­тельного учебного и научного исследования.
Отметим, что масштабы государственной финансовой под­держки малого предпринимательства в России ничтожно малы, хотя в некоторых экономически сильных регионах такая под­держка возросла в несколько раз. Так, в Свердловской области финансовая поддержка малого предпринимательства за счет обла­стного бюджета в 2004 г. составила 50 млн руб., а в 2005 г. -53 млн руб. У Свердловской области имеется широкая сеть муни­ципальных фондов поддержки малого предпринимательства.