В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства

Гражданское законодательство не содержит понятия реоргани­зации, перечисляя лишь отдельные ее виды - слияние, присоеди­нение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК). В нау­ке реорганизация традиционно рассматривается в качестве одного из способов прекращения юридического лица, наряду с ликвида­цией. Однако не все способы реорганизации сопровождаются прекращением реорганизуемого юридического лица - сказанное касается таких способов, как выделение и присоединение (в по­следнем случае ст. 57 рассматривает в качестве реорганизуемого юридического лица присоединяющее, а не присоединяемое юри­дическое лицо). В этой ситуации реорганизацию следует рассмат­ривать не только как способ прекращения юридического лица, но и как изменение в отдельных случаях его правового статуса, осуществляемое в предусмотренных законом формах и сопровож­дающееся правопреемством, т. е. переходом прав и обязанностей от одного субъекта другому.

Надо различать добровольную и принудительную реорганизацию. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учреди­телей юридического лица или органа, уполномоченного учреди­тельными документами. В качестве такого органа в хозяйствен­ных обществах, производственных кооперативах выступает общее собрание участников; в унитарных предприятиях решение о реор­ганизации принимает учредитель.

Принудительная реорганизация законодательством предусматри-вается в отношении организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и возможна только для двух форм - разде­ления и выделения. Отличительной чертой процедуры реоргани­зации является возникновение правопреемства1. Гражданский ко­декс содержит важные положения, позволяющие как установить правопреемника, так и исключить ту ситуацию, когда в отноше­нии отдельных прав и обязанностей правопреемник не сможет быть установлен. В силу ст. 58 и 59 ГК при проведении реорга­низации составляется передаточный акт (слияние, присоедине­ние, преобразование) или разделительный баланс (разделение, вы­деление), которые должны содержать данные о правопреемниках по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательст­ва, оспариваемые сторонами. Однако отсутствие в конкретном случае данных о правопреемнике по соответствующему обязатель­ству еще не означает, что правопреемника нет. Пунктом 3 ст. 60 ГК предусмотрено, что если разделительный баланс не дает воз­можности определить правопреемника реорганизованного юриди­ческого лица, вновь возникшие юридические лица несут солидар­ную ответственность по обязательствам реорганизованного юри­дического лица перед его кредиторами. Видимо, по оплошности законодателя из текста этой статьи выпало указание на переда­точный акт; полагаем, что в силу аналогии закона (ст. 6 ГК) дан­ную норму можно распространить и на случаи отсутствия в пере­даточном акте сведений о правопреемстве по отдельным обяза­тельствам.

Наряду с указанной нормой, направленной на защиту интере­сов кредиторов, Гражданский кодекс содержит положение об обя­зательном письменном извещении кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которо­му является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Наце­ленность приведенной нормы на защиту интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица очевидна - ведь после реор­ганизации имущественное положение должника может существен­но измениться, и не в лучшую для кредиторов сторону; у него вероятно появление новых кредиторов, в то время как имущественный актив может уменьшиться. В связи с этим законодатель обоснованно предоставляет кредиторам право прервать отноше­ния с должником и потребовать возмещения убытков, возникших в результате прекращения (досрочного исполнения) обязательства. В то же время возможность реализации данного права кредито­ром при реорганизации в форме присоединения проблематична. Дело в том, что Гражданский кодекс (п. 4 ст. 57), как отмечалось выше, рассматривает в качестве реорганизуемого присоединяющее юридическое лицо, а не присоединяемое. Поэтому, следуя бук­вальному смыслу закона, рассматриваемое право принадлежит лишь кредиторам присоединяющей организации. Вместе с тем значение данной гарантии ничуть не в меньшей степени проявля­ется и для кредиторов присоединяемого юридического лица, ко­торое прекращает свое существование. С учетом этого в ст. 57 ГК целесообразно внести изменения, которые позволили бы рас­сматривать в качестве реорганизуемого также и присоединяемое юридическое лицо.

При проведении процедуры реорганизации необходимо учи­тывать положения не только Гражданского кодекса, законодатель­ства о государственной регистрации юридических лиц, но и нор­мы законов об отдельных видах юридических лиц, устанавливаю­щих дополнительные правила и условия, - ст. 51-56 Закона об ООО, ст. 15-20 Закон об АО, ст. 29-34 Закона об унитарных предприятиях. В отношении акционерных обществ применяются также нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области регулирования рынка ценных бумаг1.
Последовательность действий при проведении процедуры ре­организации субъекта предпринимательства выглядит следующим образом (рассмотрим ее на примере акционерных обществ, в ко­торых процедура реорганизации представляется наиболее слож­ной).
Слияние. При проведении реорганизации в данной форме из нескольких юридических лиц образуется одно юридическое лицо, а реорганизуемые юридические лица прекращают при этом свое существование.

Прежде всего общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (п. 2 ст. 16 Закона об АО). В силу п. 8.4.2 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций при слиянии должен определять число акций каждого участвующего в слиянии юридического лица, которые конвертируются в одну ак­цию образуемого в результате слияния юридического лица (коэф­фициент конвертации). На данном этапе важнейшая роль отводит­ся единоличному исполнительному органу общества, который, проведя предварительные переговоры, подписывает договор о слиянии. В случае разногласий между акционерами и единолич­ным исполнительным органом в части определения необходимости реорганизации или условий ее проведения акционерам придется в первую очередь решать вопрос о замене руководителя общества, поскольку механизма проведения процедуры реорганизации в об­ход участия в этом процессе единоличного исполнительного орга­на законодательство не содержит.

Далее необходимо организовать заседания советов директоров сливающихся обществ, которые затем выносят на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении дого­вора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слия­ния, и об утверждении передаточного акта. Таким образом, для вынесения этих вопросов на решение общего собрания акционе­ров необходима единая позиция руководителя общества и совета директоров.
Следующим шагом после проведения общего собрания акцио­неров каждого из участвующих в слиянии обществ является со­зыв и проведение совместного общего собрания акционеров этих об­ществ, на котором производится образование органов вновь воз­никающего общества. Оформленные документы затем представляются на государственную регистрацию вновь возник­шего юридического лица.
При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу по передаточному акту.
Реорганизация в форме слияния считается завершенной с мо­мента государственной регистрации вновь возникшего юридиче­ского лица.