В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Порядок и способы создания субъектов предпринимательства

Создание субъектов предпринимательства представляет собой процесс, состоящий из ряда стадий, на каждой из которых совер­шаются действия как правового характера, так и фактические. В литературе процесс создания юридического лица называют юридическим составом, системой взаимосвязанных организацион­ных отношений.
На первой стадии формируется состав учредителей, предва­рительно согласовываются организационно-правовая форма ор­ганизации, структура ее органов, состав и стоимость вносимого в уставный капитал имущества, а также распределение долей между учредителями, разрабатывается проект учредительных до­кументов. При формировании состава участников необходимо учитывать установленные законодательством ограничения по составу участников и их количеству. Так, число учредителей об­ществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционер­ных обществ не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО, п. 3 ст. 7 Закона об ООО), причем государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учреди­телями хозяйственных обществ, за исключением предусмотрен­ных законом случаев (п. 4 ст. 66 ГК, аналогичная норма имеет­ся в вышеуказанных законах). Число членов производственного кооператива не может быть менее пяти (ст. 4 Закона о произ­водственных кооперативах). Учредителем унитарного предпри­ятия может быть только одно соответствующее публично-пра­вовое образование. Существуют и некоторые другие ограниче­ния, которые необходимо учитывать. Например, в соответствии с п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК учредителем хозяйственного обще­ства не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
В отношении вопроса о вносимом в уставный капитал иму­ществе учредителям следует определиться с составом имущества, оценкой вкладов, размером уставного капитала, со сроками внесения имущества.
Как правило, на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатывается проект учредительных документов для последующего официального утверждения на уч­редительном собрании. Состав учредительных документов зависит от организационно-правовой формы: для общества с ограничен­ной ответственностью учредительными документами являются ус­тав и учредительный договор; для унитарного предприятия, ак­ционерного общества и производственного кооператива - устав; товарищества действуют на основании учредительного договора. Перечень учредительных документов, предусмотренных в Граж­данском кодексе РФ и федеральных законах, носит исчерпываю­щий характер.
Требования, предъявляемые к содержанию учредительных до­кументов, определены Гражданским кодексом и законами об от­дельных видах юридических лиц.
В уставах любых коммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы должны содержаться сведения о фирменном наименовании, месте нахождения организации, структуре и компетенции органов управления, а также порядке принятия ими решений,
В уставе общества с ограниченной ответственностью дополни­тельно должны содержаться сведения о величине уставного капи­тала, размере и номинальной стоимости доли каждого участника, их правах и обязанностях, порядке выхода из общества, перехода доли участника к другому лицу и некоторые другие (п. 2 ст. 12 Закона об ООО).
Устав акционерного общества должен содержать сведения о типе общества (открытое или закрытое), количестве, номиналь­ной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, правах акционеров-владельцев акций каждой категории и некоторые другие сведения.

В уставе унитарного предприятия должны быть определены цели, предмет, виды его деятельности, поскольку из всех видов коммерческих организаций унитарные предприятия единствен­ные, имеющие специальную (целевую) правоспособность. Кроме того, устав унитарного предприятия должен содержать сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке, источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли (п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предпри­ятиях).
В уставе производственного кооператива необходимо преду­смотреть положения, касающиеся характера и порядка трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности, размера и условий субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам, оснований и порядка исключения и выхода из коопе­ратива (ст. 5 Закона о производственных кооперативах).
В тех случаях, когда учредительным документом юридического лица является учредительный договор, законодательство опреде­ляет требования к его содержанию - п. 1 ст. 12 Закона об ООО, ст. 70, 83 ГК.
Одной из задач первого, подготовительного этапа создания субъекта предпринимательства является выбор его фирменного на­именования и определение места нахождения. К сожалению, в Рос­сийской Федерации отсутствуют правила, устанавливающие поиск избираемого учредителями фирменного наименования на новизну. В соответствии со ст. 51 ГК и нормами Закона о регистрации юридических лиц фирменное наименование включается в единый реестр юридических лиц, являющийся федеральным информаци­онным ресурсом, что, однако, не исключает существования ог­ромного числа юридических лиц, имеющих одинаковые фирмен­ные наименования. Ранее, когда регистрация осуществлялась не налоговыми органами, как сейчас, а органами местного само­управления, последние зачастую устанавливали свои собственные критерии определения оригинальности, новизны фирменных на­именований. Вероятно, данная ситуация будет разрешена в гото­вящемся проекте закона о фирменных наименованиях, принятие которого предусмотрено ст. 54 ГК. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в течение последних нескольких лет арбитраж­ными судами сформирована определенная практика, позволяю­щая запрещать использование фирменного наименования, иден­тичного или схожего до степени смешения с ранее зарегистриро­ванным другой организацией, осуществляющей деятельность на той же территории или в той же сфере предпринимательства.

Соответственно при избрании того или иного фирменного наиме­нования следует произвести анализ рынка и убедиться в отсутст­вии субъекта предпринимательства с идентичным (схожим до сте­пени смешения) фирменным наименованием. Требования к со­держанию фирменного наименования установлены Гражданским кодексом и в большей степени законами об отдельных видах юридических лиц. Так, ст. 54 ГК предусматривает обязательность указания в фирменном наименовании на организационно-право­вую форму организации, причем в отдельных случаях, установ­ленных специальными законами, с использованием строго опре­деленных терминов - «с ограниченной ответственностью» для об­ществ с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» - для унитарных предприятий, находящихся в соб­ственности муниципального образования, и т. д.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется, в свою очередь, по месту нахождения его исполни­тельного органа. По месту нахождения субъекта предпринимательст­ва с ним осуществляется связь; кроме того, в отдельных случаях ме­сто исполнения гражданско-правового обязательства определяется местом нахождения организации (ст. 316 ГК).
На второй стадии создания субъекта предпринимательства проводится учредительное собрание, на повестку которого выно­сятся следующие вопросы: создание организации; утверждение устава и (или) заключение учредительного договора либо договора о создании; избрание единоличного исполнительного органа, чле­нов коллегиальных органов создаваемого юридического лица; оп­ределение лица, которому будет поручено осуществлять действия по государственной регистрации субъекта предпринимательства.
На собрании учредителей ведется протокол. Учредительное собрание не проводится, если у создаваемой организации всего один учредитель.