В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства

Ликвидация субъекта коллективного предпринимательства - это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК). Причем при ликви­дации юридического лица отсутствует не только универсальное, но и сингулярное правопреемство. Здесь исчезает субъект права, прекращаются его правоспособность, а также права и обязанно­сти без возникновения правопреемства.

Ликвидация может осуществляться добровольно либо прину­дительно.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполно­моченного органа юридического лица (общего собрания участни­ков (акционеров), учредителя унитарного предприятия), принято­му по различным мотивам, часть которых иллюстративно названа в Гражданском кодексе - истечение срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели деятельности. Чаще, од­нако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обуслов­ленной самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.

Законы об отдельных видах юридических лиц, в которых ре­шения о ликвидации принимаются коллегиальным органом, пре­дусматривают необходимость квалифицированного большинства голосов для принятия решения о ликвидации или даже полное единогласие участников по этому вопросу. Так, акционерные об­щества ликвидируются по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании; в обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается единогласно. Более того, законы о хозяйственных обществах устанавливают порядок инициации решения общего собрания участников о ликвида­ции. В акционерных обществах вопрос о ликвидации выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (п. 2 ст. 21 Закона об АО), в обществах с ограниченной ответст­венностью такое решение принимается по предложению совета директоров - единоличного исполнительного органа общества, участника общества (п. 2 ст. 57 Закона об ООО).
Принудительная ликвидация состоит в том, что решение о лик­видации принимается судом независимо от воли юридического лица. Общие основания для принудительной ликвидации установ­лены ст. 61 ГК и частично воспроизводящей ее текст ст. 25 Зако­на о регистрации юридических лиц. Такими основаниями являются допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществле­ние деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократ­ными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. К «иным» случаям относится, например, ликвидация вследствие признания субъекта предпринимательства банкротом (ст. 65 ГК), при уменьшении величины чистых активов ниже ми­нимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ). Заметим, что два последних основания могут быть ис­пользованы и при добровольной ликвидации, когда юридическое лицо само обращается в суд с заявлением о признании несостоя­тельным (банкротом) либо принимает решение о ликвидации в связи с невозможностью пополнения активов до необходимого размера.
Следует иметь в виду, что согласно позиции Конституционно­го Суда РФ, отраженной в постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-п, ликвидация при нарушении юридическим лицом законо­дательства применяется лишь в качестве исключительного средст­ва реагирования. Как указано в постановлении, «норма статьи 61 ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в со­вокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц».

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК требование о ликвидации юридического лица по основаниям, установленным в п. 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъ­явление такого требования предоставлено законом. Отдельные за­коны называют не только сами уполномоченные органы, но и конкретизируют основания для принудительной ликвидации. Приведем примеры:

  • налоговые органы вправе обращаться в суд с такими иска­ми на основании п. 1 ст. 31 НК и п. 2 ст. 25 Закона о регистра­ции юридических лиц. По существу, налоговые органы выступают в качестве основного контролера за соблюдением субъектами предпринимательства требований законодательства, причем не только налогового;
  • на основании ст. 23.1 Закона о банках Центральный банк России обязан обратиться в суд с иском о ликвидации банка в течение 30 дней со дня публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве у банка лицензии. Данная статья устанавли­вает некоторые специальные процедурные требования к порядку ликвидации банка;
  • Федеральная служба страхового надзора вправе предъявить требование о ликвидации страховой организации в случае отзыва у нее лицензии (ст. 32.8 Закона об организации страхового дела);
  • Федеральная служба по финансовым рынкам вправе обра­титься в суд с иском о ликвидации организации, нарушающей за­конодательство о ценных бумагах, или о ликвидации участника рынка ценных бумаг, не получившего лицензию (п. 20 ст. 42 и п. 6 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг);
  • Федеральная антимонопольная служба предъявляет иски о ликвидации организаций в случаях, предусмотренных антимо­нопольным законодательством (пп. 6 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции);
  • прокуроры обладают правом на обращение в суд с исками в защиту государственных и общественных интересов на основа­нии Федерального закона от 17 января 2001 г. № 2202-1 «О про­куратуре».

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учре­дителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвида­цию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.